Когда ребенок идет в детский сад, его жизнь кардинально меняется. Для того, чтобы малыш не получил психологическую травму, следует правильно организовать процесс адаптации и взять его под контроль.
Детские психологи предупреждают: в противно случае существуют высокие риски нежелательных изменений в организме ребенка и его психике.
Внешне это проявляется ухудшением дисциплины, капризами, беспричинными, как кажется родителям слезами и истериками и пр. нарушениями поведенческих норм.
Адаптация в детском саду. Что это такое?
В психологии этот термин обозначает приспособление личности к новым условиям. При изменении среды обитания любой индивид, независимо от возраста, испытывает стресс. Ребенок, который пришел в новый коллектив, вынужден приспосабливаться к совершенно незнакомой для него среде, с новыми правилами поведения и распорядком дня.
Что происходит, когда малыш приходит в детское дошкольное учреждение?
Ребенок вынужден расходовать огромное количество сил и энергии для того, чтобы приспособиться. Расход энергетических затрат приводит к перенапряжению нервной системы и ухудшению состояния всего организма в целом.
Узнать подробнее о методиках раннего развития - вы можете из этой статьи |
Что играет роль в этом процессе?
- Расставание с мамой и папой, бабушками и дедушками, сестрами и братьями, если они есть и другими родственниками, к которым малыш привык.
- Необходимость соблюдения правил поведения и установленного дневного распорядка, включая новое меню и режим приема пищи, дневной сон, развивающие занятия и прогулки в непривычное время.
- Небольшое время взаимодействия взрослого с ребенком, в сравнении с домашней обстановкой, так как педагог не может заниматься одним малышом все время.
- Дисциплина, которую требуют от малыша совершенно чужие и незнакомые взрослые люди.
Важно! Все перечисленные пункты играют большую роль в формировании стресса у ребенка. Здесь нет второстепенных и неважных факторов.
Адаптация ребенка в детском саду. К чему может привести стрессовое состояние у детей?
Как правило, стресс, вызванный необходимостью посещения детского сада, сопровождается рядом признаков:
- Нарушением сна, трудностями с засыпанием.
- Частым просыпанием по ночам, слезами и отказом спать.
- Нежелание по утрам вставать, собираться, одеваться, умываться и выходить из дома.
- Сниженным аппетитом или полным отказом от еды (в особо тяжелых случаях).
- Отказом есть непривычные «детсадовские» блюда.
Адаптация детей в детском саду. Особенности:
Нередко сильный стресс приводит к регрессии психологических навыков. То есть малыш, который прекрасно разговаривал и знал наизусть стихи, вдруг становится молчаливым, неконтактным. Ребенок, умеющий пользоваться ложкой и вилкой начинает отказываться есть самостоятельно, не хочет сам одеваться, застилать постель и складывать свои вещи, расчесываться и т.д. Есть дети, которые перестают ходить на горшок и интересоваться новыми игрушками. Они проявляют либо агрессию, либо становятся апатичными, сонливыми и замкнутыми.
Что необхимо включить в рацион детского питания - вы можете узнать из этой статьи |
Внимание! Из-за стресса дети начинают болеть чаще. Снижение иммунитета приводит к восприимчивости к инфекционным заболеваниям и постоянным пропуском детского учреждения из-за очередной болезни.
Если правильно провести адаптационный период, то такое сложное явление, как процесс привыкания к новым условиям пройдет легче с минимумом негативных признаков или с полным их отсутствием.
Адаптация в детском саду информация для родителей. Степени адаптации
И хотя этот процесс у всех деток протекает по-разному, психологи настаивают на том, чтобы родители были внимательнее и проявляли мудрость и терпение. Один ребенок очень быстро и безболезненно привыкает к новой обстановке и с удовольствием включается в игры, знакомится с друзьями, тянется к воспитателю и пр. Другой малыш может проявлять негативные поведенческие реакции, о которых мы говорили выше. Именно от выраженности и длительности этих реакций напрямую зависит успешность процесса адаптации.
Рассмотрим степени адаптации, характерные для малышей, более подробно.
Легкая адаптация
Характеризуется тем, что ребенок вливается в коллектив всего за пару недель. Это наиболее часто встречающийся вариант. Негативные поведенческие реакции проявляются не сильно и быстро исчезают.
Особенности этой степени адаптации:
- Не плачет и не устраивает истерик.
- Без проблем идет в сад по утрам и заходит в групповое помещение.
- Смотрит в глаза воспитателю без опаски, сразу реагирует на обращение.
- Готов озвучить просьбу о помощи, не стесняется и не боится воспитателя.
- Охотно идет на контакт с другими детьми.
- Может первым обратиться к ровеснику.
- Способен сам занять себя игрой.
- Легко подстраивается под новый режим дня.
- Проявляет адекватную реакцию на слова взрослых.
- С удовольствием делится с родителями новостями и рассказывает, как прошел день.
Адаптация средней тяжести
Длительность привыкания до полутора месяцев и дольше. Малыш часто болеет, становится капризным, раздражительным, неспособен влиться в детский коллектив.
Признаки:
- Плачет при расставании с мамой.
- Переживает, когда остается в группе.
- При отвлечении перестает плакать и начинает игру.
- Без проблем общается с детьми и воспитателями.
- Придерживается дисциплины и режима дня.
- Правильно реагирует на замечания воспитателя.
- Не проявляет ярко выраженной агрессии к другим детям.
Тяжелая адаптация
Подобные случаи встречаются не так часто. Ребенок проявляет агрессию или становится очень замкнутым. Продолжительность периода составляет от 2,5 месяцев и до нескольких лет. Когда процесс затягивается, стоит подумать о прекращении посещения дошкольного учреждения. Имеет смысл обратиться к детскому психологу.
Основные признаки:
- Невозможность контакта с другими детьми из-за поведенческих реакций.
- Истерика при расставании с мамой.
- Продолжительная реакция после ухода родителей (слезы или замкнутость).
- Отказ заходить в группу.
- Снижение аппетита и отказ от пищи.
- Отказ ложиться в кроватку для дневного сна.
- Агрессия или, наоборот, ступор и заторможенность.
- Боязнь воспитателя, при обращении – неадекватная реакция – истерика, испуг и пр.
Внимание! При условии подобной ярко выраженной реакции ребенка следует обратиться к педиатру и пройти обследования. Консультации у смежных детских специалистов позволяют определить причину поведения ребенка. Абсолютная неприспособленность к детскому садику –редкий случай, свидетельствующий о серьезных проблема со здоровьем и психикой.
Что влияет на адаптацию малышей?
Существует несколько факторов, которые отмечены специалистами, это:
- Возраст ребенка.
- Состояние здоровья.
- Уровень социализации.
- Степень общего развития.
- Особенности характера и познавательные качества.
Нередко мама вынуждена рано выходить на работу, стремясь расти по карьерной лестнице. Если ребенок попадает в непривычные условия слишком рано, начинаются проблемы. Дети двух летнего возраста, например, еще не умеют взаимодействовать с чужими людьми и ровесниками.
Какой стул лучше всего подойдет для ребёнка трёх лет - вы можете узнать из этой статьи |
Адаптация в детском саду 3 года
Несомненно, все дети разные. Они яркие индивидуальности со своими характерами, привычками, способностями и наклонностями. Но детские психологи говорят, что возраст три года – наиболее приемлемый период для привыкания к новым условиям.
Родителям за заметку
Существует кризисный период трех лет. Когда малыши его проходят, у них возрастает способность приспосабливаться из-за повышается уровня самостоятельности и снижения психологической зависимости от мамы. В итоге дети проще и легче расстаться с ней по утрам и не страдают и не скучают часами, находясь в саду.
Не спешите отдавать ребенка в дошкольное учреждение!
Адаптация в саду в 3 года проходит очень сложно и болезненно. В возрасте от года до трех лет формируются детско-родительские отношения и привязанности к родителям, особенно к матери. Разлука вызывает стрессы и нервные срывы. Почему? Потому что происходит нарушение базового доверия к окружающему миру.
Посмотрите, как ведут себя двух и трехлетки. Всего год разницы, но уже больше самостоятельности, «горшечный» этикет, умение пользоваться столовыми приборами, одеться, умыться и пр. Из-за этих навыков приспособиться к саду значительно легче.
Как адаптировать ребенка к детскому саду. Общее состояние здоровья малыша
При наличии у ребенка серьезного хронического заболевания (астмы, диабета и пр.) сложнее адаптировать его к новым условиям. В этих случаях играет большую роль не только особенности организма малыша, но и его повышенная психологическая связь с мамой.
Идентично «работает» адаптация в садике при условии частых и длительных инфекционных заболеваний. Такие малыши нуждаются в повышенном внимании, особых щадящих условиях, дозированных нагрузках и наблюдении медиков. Поэтому таких деток следует отдавать в сад несколько позже.
К основным проблемам часто болеющих малышей ясельных групп относят:
- Снижение иммунитета.
- Частые заболевания, несмотря на все усилия родителей.
- Повышенную эмоциональную лабильность, плач, агрессию, истощенность нервной системы, чрезмерную активность или, напротив, медлительность.
Какие книги необходимо прочитать ребёнку - вы можете узнать из этой статьи |
Адаптация в детском саду. Консультация для родителей
Перед тем, как принять решение о поступление в дошкольное учреждение, родители обязаны привести ребенка на прием к педиатру и пройти обследования. Хороший специалист способен посоветовать – как лучше пройти адаптацию и добиться минимальных потерь.
Как помочь ребенку адаптироваться в детском саду
Родители обязаны заранее обучить малыша важнейшим навыкам.
Советы психолога. Перечень умений:
- Одеваться и раздеваться самостоятельно. Вешать одежду на стульчик.
- Когда речь идет о застежках, здесь возникают проблемы. Ребенку нужно объяснить – эти сложности временные. Хорошо купить для ребенка игрушки-шнуровки.
- Пользоваться столовыми приборами. К этому времени следует отказаться от бутылок, чашек-непроливаек и пр.
- Ходить на горшок и озвучивать потребности. НЕ пользоваться памперсами, а приучать к горшку.
- Есть разную пищу и не капризничать. В идеале стоит использовать домашнюю еду, максимально похожую на садиковскую.
- Общаться с чужими людьми, не бояться взрослых.
- Разговаривать правильно, не коверкая слова. Часто дети общаются сленгом, понятным только близким. Это затрудняет контакт с воспитателем и ровесниками.
- Приучать сидеть за столом правильно, не сутулясь. Купить домой «растущий» стул с набором настроек, адаптированный для организма малыша. Это сохранит здоровье и осанку.
- Умение играть с детьми без конфликтов и драк. Психологи рекомендуют чаще водить детей на детские площадки и в гости к ровесникам.
Как заботиться о здоровье ребёнка - вы можете узнать из этой статьи |
При оказании поддержки малышу следует учесть адаптационный период в детском саду и знать особенности каждого этапа.
Малыш в саду. Этапы адаптации
Все приспосабливаются по-разному и с разной скоростью. Но существуют общие этапы адаптации, на которые стоит обратить внимание.
Первый
Острый период, требующий максимальной мобилизации психики ребенка. Дети ведут себя возбужденно и ощущается их страх и напряжение. Могут быть и физиологические изменения – вплоть до подскока артериального давления и тахикардии. Повышается восприимчивость к заболеваниям.
Второй
Умеренно острая фаза с не столь выраженной негативной реакцией. Малыш уже смог приспособиться. Сон, поведение и аппетит нормализуется.
Третий
Период компенсации со стабилизацией состояния. Характеризуется полным восстановлением психоэмоционального фона и физиологических реакций. Малыш становится частью детского коллектива, становится более самостоятельным и уверенным и приобретает новые умения.
Занятия с ребенком по подготовке к садику
Практикуйте сюжетно-ролевые игры и рассказывайте захватывающие сказочные истории. Это любимые занятия маленьких детей. Их цель – в доступной форме показать особенности жизни в саду.
Рекомендации для родителей: как облегчить расставание с мамой
При подобной проблеме стоит делать упор именно на ней. Совет: читайте специально подобранные сказки. Например, зверушка в истории тут же перестала плакать и начала весело играть с другими зверушками.
Необходимые действия
- Хвалить, поощрять.
- Привлекать к процессу всех родных.
- Помогать познакомиться с друзьями в группе.
- Постепенно отучать от постоянного присутствия мамы, действуя мягко и аккуратно.
Как гаджеты влияют на детей - вы можете из этой статьи |
Ненужные действия
- Не убегать тайком.
- Не поощрять подарками и сладостями.
- Не ругать, не называть плаксой и пр.
- Не оставлять одного в квартире.
Консультация для родителей от доктора Комаровского
Три главных совета от популярного педиатра:
- Отдавать в сад, когда мать еще не вышла на работу.
- Стараться не отдавать в сад в межсезонье, когда больше ОРЗ.
- Узнать, как проходит адаптация в конкретном учреждении (например, используется принудительное кормление или детей слишком кутают для прогулки).
Что делать, если адаптация к саду уже началась?
НЕ отдавайте в сад на целый день. Увеличивайте время пребывания в группе постепенно. Всегда расспрашивайте малыша, как прошел день. Больше общайтесь с воспитателями и поддерживайте контакты. Возможно лучше, если в сад ребенка будет приводить папа. Это избавит от ненужных истерик.
Заключение. Адаптация к детскому саду: рекомендации психолога
В первую очередь следует больше разговаривать с малышом о садике и рассказывать – как там хорошо и интересно. Ребенок должен привыкнуть к мысли: ходить в сад нужно и это принесет ему пользу.
Советы:
- Рассказать об этом увлеченно, в позитивном ключе и понятным малышу языком.
- Объяснить, что все взрослые ходят на работу, а детки – в сады.
- Делать упор на то, что он уже взрослый. Мало того, пройдет время, и он пойдет в школу. А в садике воспитатели готовят деток к школе.
- Объяснить, что в садике есть свой режим. Детки кушают, играют, ходят на улицу, спят и пр.
- Уточнить, что деток много. Поэтому воспитатель может не сразу отреагировать на просьбу.
- Если у малыша есть старшие братья и сестры, попросить их помочь и привлечь их к беседе.
- Увлеченно рассказать о своем личном опыте посещения сада. Показать фотографии из семейного альбома.
От правильного поведения родителей во многом зависит, как пройдет адаптация к саду у малыша. Однако не стоит рисовать все в радужном цвете. Ребенок с раннего возраста должен понимать: жизнь многообразна. В противном случае в первые же дни малыш получит сильное разочарование. «Золотая» середина – наиболее разумный вариант.