Чем руководствуются родители, когда обустраивают детскую комнату для ребенка? Уделяется внимание предметам мебели и интерьера в целом. Элементы обстановки отвечают определенным требованиям и ожиданиям. Кого? Конечно, взрослых! Это удобство и комфорт, как для малыша, так и для тех, кто будет за ним ухаживать – так рассуждают мамы, папы, бабушки и дедушки. Казалось бы – все правильно. Красивая и удобная комната – ведь это очень хорошо!
Но если родители заинтересованы в развитии ребенка, этого мало. К сожалению, самый продуманный и грамотно подобранный дизайн детской далеко не во всех случаях предусматривает возможности для всестороннего развития малыша!
Известный детский педагог и автор особой системы для детей – Мария Монтессори уверяла:
Помещение для ребенка должно быть оборудовано в соответствии с его потребностями, а не исходя из личных предпочтений родителей.
Таким образом создается благоприятная среда, способствующая развитию малыша и направленная на реализацию его духовного, интеллектуального, ментального и физического потенциала. Это и есть детская комната по Монтессори.
Важно! Дети, по мнению Марии и многих других известных педагогов, психологов, врачей и воспитателей, изначально рождаются самостоятельными личностями. В каждом ребенке от природы заложены большие возможности. Он уже готов самостоятельно обучаться всему новому, анализировать информацию, приобретать все необходимые бытовые навыки и строить интеллектуальную базу.
Подробнее про методику Монтессори - вы можете узнать из этой статьи |
Комната Монтессори. В чем состоит задача взрослого
Задача – создать среду для наиболее полного всестороннего развития. Только тогда в полной мере смогут раскрыться способности малыша.
Обстановка формируется, исходя из индивидуальных особенностей ребенка – его личных предпочтений, интересов, возраста и уровня развития.
При этом, абсолютно не имеет значения, где находится эта среда – в доме, в детском саду, школьном кабинете. Взрослые лишь показывают, как пользоваться специально подготовленным материалом, составляющим обстановку. Затем дети все делают сами! И очень успешно.
Особенности Монтессори детской
Все предметы обстановки рассчитаны на ребенка, а не взрослого. Стулья, столики, зеркала, шкафчики, тумбочки, полочки, стеллажи, картины и т. д. всегда находятся в доступе. Внешне такой дизайн кажется очень непривычным.
Детская в стиле Монтессори. Минимализм, обеспечивающий свободу перемещения в пространстве
Рекомендуется подбирать функциональный и простой по дизайну декор, удобную и только самую необходимую мебель, а также купить «растущий» стул с набором настроек, который можно использовать с самого рождения малыша и до достижения им школьного возраста.
Советуем ознакомиться с рейтингом детских кроваток по этой ссылке |
Детская кровать. Где спит малыш?
Вопрос покупки кроватки для малыша при оформлении Монтессори комнаты для детей – часто обсуждаемая на форумах тема. Некоторые родители испытывают сомнения по поводу рекомендаций по обустройству пространства и подбору лучшего спального места для ребенка. Покупка качественного детского ортопедического матраса и отсутствие привычной кроватки кажется такой необычной затеей! Однако у подобного решения имеется множество преимуществ: ребенок получает гораздо больше свободы, он независим от старших, самостоятелен и не ограничен в движении.
Обратите внимание: такой подход обеспечивает безопасность, а не только стимуляцию двигательной активности. Дети, которые учатся ползать и ходить, не падают с кровати и их не нужно отучать от кроватей с бортиками.
Почему малышам нужны два спальных места
Обычно одно спальное место предназначено для ребенка в возрасте до года, второе – для того времени, когда он станет старше. К слову, используется не только подходящий по габариту и другим параметрам матрас, но и низкая кровать. Она необходима для стимуляции к движению. Малыш всегда видит, что происходит вокруг него. Как показывает опыт, он раньше начинает ползать и проявляет интерес ко всему, что его окружает.
Еще один нюанс – на одном спальном месте малыш может спать ночью. А на матрасе он может играть днем, активно развиваясь, двигаясь и наблюдая мир, в том числе – с помощью установленного близко зеркала.
Монтессори пространство. Что еще есть в комнате?
- Мобиль (его меняют один раз в две или три недели).
- Красочные иллюстрации и картины для развития эстетического вкуса.
- Игрушки, подходяще по возрасту, до которых в любой момент можно доползти.
- Оригинальные вещи ручной работы для создания особой, теплой ауры и уюта.
- Собственные предметы для уборки, с помощью которых малыш будет наводить порядок в комнате.
- Игровая мебель – домики, кухни и пр. для самостоятельной и групповой игры.
- Наборы для рисования – мольберт, мелки и т.д. для создания рисунков на вертикальной поверхности. Как известно, такой способ рисования в корне отличается от занятий за обычным столом и развивает совершенно различную моторику.
Важно! Под картинами и репродукциями понимают детские принты, изображения сказочных героев и животных, буквы алфавита, но не «взрослые» художественные произведения и пейзажи. Совсем маленьким детям подойдут контрастные графические рисунки, так как малыши хорошо различают именно цвета на контрастах.
Какие упражнения помогают исправить осанку у ребенка - вы можете узнать из этой статьи |
Что такое зона активности?
Специально оборудованное для игры место, где все предметы подходят по росту и возрасту. Для совсем маленьких подойдет детский коврик. По мере роста малыша ему стоит купить низенький стульчик и столик.
Монтессори стеллаж и полки
Любые игрушки всегда располагаются на низких полочках и стеллажах, находясь в свободном доступе. Что это дает? Во-первых, в любой момент малыш сам берет необходимое, исходя из своего желания и сам выбирает вид игры. Во-вторых, он с самого раннего возраста приучается класть вещи на место.
Где хранится детская одежда?
Детская комната по Монтессори предполагает наличие низкого шкафа, идеально подходящего детям. Допускается хранение предметов гардероба в отдельно стоящем шкафу обычного размера, однако в этом случае стоит позаботиться о наличии удобной зоны переодевания для малыша. Здесь обязательно ставят детский стул небольшого размера, предназначение которого – хранение одежды на спинке и обуви – внизу, под стулом.
Место для кормления
Это адаптированная зоны с соответствующими предметами интерьера. Кормить малыша где придется – не лучшее решение. Наиболее оптимальным вариантом является покупка «растущего» стула. Лучшие модели «умных» стульев имеют специальные настройки (высота сидения, спинки, подножки, глубина подножки).
В любой момент самостоятельно можно изменить настройки и адаптировать их под потребности ребенка. Таким образом создаются условия для формирования правильной осанки и предотвращения риска развития сколиоза и других патологий опорно-двигательной системы.
Нужен ли стульчик для кормления? - вы можете узнать из этой статьи |
А как решается вопрос с горшком?
Не стоит делать из этого проблему. Горшок можно поставить прямо в комнате, а рядом разместить удобную корзинку для грязного белья и испачканных вещей. Очень быстро малыш научится сам садиться на горшок, а испачканные вещи класть в корзинку.
Детская комната. Дерево и пластик – что выбрать?
Особенность пространства, оформленного в стиле Монтессори – это экологическая чистота и безопасность. Поэтому, упор делается на натуральные материалы. Предметы мебели подбираются из качественного дерева, текстиль – из хлопка и льна, ковры – из природных тканей. И хотя сейчас предлагаются качественные и безопасные предметы из пластика (мебель и игрушки), принцип педагогики Марии Монтессори предполагает использование деревянных элементов интерьера.
Однокомнатная квартира. Как создать Монтессори пространство
В таких квартирах следует:
- Отказаться от громоздкой мебели и больших шкафов. Вещи предлагается хранить в кладовке или обустроить место в ванной. Для сезонных вещей приспособить, например, гараж.
- Оборудовать большой стеллаж. Здесь можно размещать игрушки, материалы для занятий, книги.
- Разместить на полу подходящий детский коврик.
- Позаботиться о предметах для уборки (метелке, совке, тряпочке для втирания пыли).
- Купить низкое без каркасное кресло-«мешок».
- Приобрести спортивный уголок с лестницей, повесить мобили.
- Оформить пространство картинками.
В общем, рекомендации по оформлению пространства идентичны для любого помещения – будь то однокомнатная квартира или детская комната в большом доме. При разумном подходе и желании родителей все необходимое можно разместить даже на небольшом пространстве.
Простые советы по организации детской комнаты в стиле Монтессори
Внесите в пространство разнообразие благодаря сенсорным стенам и спортивным уголкам. Такое решение идеально для активных детей.
Обязательно продумайте зону для занятий творчеством. Стол и стул подбирайте правильного размера. Взрослые изделия не подходят детям.
Используйте небольшое количество предметов. При выборе элементов интерьера исходите из функциональности, безопасности, надежности и пользы для ребенка.
В качестве декора применяйте красивые рисунки на стенах, фотографии, декоративные мобили, удобные подушки из натуральных гипоаллергенных материалов.
Позаботьтесь о грамотно выставленном освещении помещения. Ознакомьтесь с информацией по этому вопросу и покупайте только сертифицированные светильники. Детям требуется несколько сценариев освещения. Для более старших важен доступ к управлению светильниками и создание того сценария, который нужен на данный момент времени. Это тоже элемент развития самостоятельности и независимости.
Побеспокойтесь о безопасности окон и розеток. Помните, что все дети – это неуемные исследователи.
Комнатные растения в интерьере детской допустимы. Но следует подбирать безопасные горшки и цветы и располагать их правильно.
Размещайте в комнате зеркала. Малыш должен самостоятельно смотреться в них. Ребенок для года заглядывает в зеркало, лежа на животе на коврике. В этом случае зеркала размещают достаточно низко, у пола. Старшие дети смотрят на свое отражение в зеркале на стене.
Уделите внимание также цветовой гамме всего пространства. В детских неуместны яркие агрессивные цвета. Предпочтение отдается пастельным оттенкам. Пространство оживляют лишь отдельные яркие предметы.
Небольшие вешалки в шкафу подойдут более старшим детям. Малышам удобнее пользоваться стеллажами и просторными полочками. Так ребенок сам сможет доставать и складывать свою одежду.
Лучше все гигиенические процедуры проводить в ванной комнате и приучать ребенка к этому с самого раннего возраста. Однако вполне допускается организовать зону для ухода в детской. С этой целью в помещении размещают удобные компактные корзинки для сменной одежды, мусора, подгузников, использованных салфеток и пр.
Приучите себя отсортировывать игрушки и другие предметы, которые уже не нужны. Без сожаления избавляйтесь от хлама!
Не покупайте дешевых игрушек из пластика и прочей ерунды – китайских кнопочных изделий на батарейках, ярких пластмассовых конструкторов и пр. ненужных предметов, включая детскую продукцию с искажениями цвета и пропорций.
Используйте прием – давайте игрушки и любые предметы для обучения по очереди. Например, сегодня ребенок играет пятью предметами, завтра их заменяют на другие. Можно менять игровой набор один раз в три-четыре дня. Но здесь следует учитывать интерес к ним ребенка. Одним детям не скучно играть одинаковыми игрушками пять-шесть дней, другие малыши требуют смены игрушек гораздо чаще.
Тщательно продумайте расположение спального места, подберите подходящий матрас. Низкая кровать или вообще ее отсутствие у многих пап и мам вызывает опасения – а не будет ребенок бродить по ночам по комнате, вместо того, чтобы спать? Однако, подобные опасения не имеют под собой почвы. При правильной организации светового дня дети прекрасно засыпают в положенное время. Достаточная физическая активность на протяжении дня, интересные игры и занятия приводят к быстрому засыпанию и исключению капризов.
Если малыш отказывается ложиться спать, а поутру стремится быстрее встать, возможно он испытывает по какой-то причине дискомфорт или страх. Это сигнал к анализу ситуации со всех сторон. Попробуйте просто сменить спальное место. Если это не помогает, анализируйте ситуацию дальше. Уговоры и хитроумные способы отвлечения в этом случае не помогут и только усугубят проблему.
Узнать подробнее о методиках раннего развития - вы можете из этой статьи |
Заключение
Организовать подходящую среду для развития ребенка совсем просто, нужно:
- Уделить внимание общему дизайну комнаты.
- Убрать все лишнее из дома (квартиры).
- Позаботиться о «правильном» спальном месте для малыша.
- Обеспечить свободный доступ до любого предмета/игрушки.
- Организовать удобную зону для ухода за малышом.
- Продумать комфортное место для хранения одежды и переодевания.
- Создать идеальное пространство для творческих занятий.
- Искать и внедрять креативные решения.
Как видите, здесь нет ничего сложного! Следуя плану, вы легко и быстро превратите любое пространство в обучающую среду. Сейчас родителям доступны самые разнообразные проекты, адаптированные для всех возрастов. Но в любом из них обязательно учитываются предпочтения и личные интересы ребенка, уделяется внимание ценностям семьи.
При обустройстве детского игрового и обучающего пространства используйте следующие рекомендации специалистов. Это обязательные для исполнения правила:
- Соответствие предметов интерьера возрасту/росту малыша.
- Обеспечение 100% безопасности в любой зоне комнаты.
- Исключение слишком ярких оттенков, смешения цветов и чрезмерного количества объектов.
- Изменение параметров и конфигурации комнаты по мере роста и взросления ребенка.
- Создание всех возможных условий для формирования у ребенка чувства ответственности, самостоятельности и независимости.
- Наличие достаточного количества наборов для игр и дидактического материала для разнообразных занятий и исключения скуки и усталости.
Система педагогики Монтессори – это невероятно широкий и разнообразный мир, который понравится вам и вашим детям. Для интересующихся родителей предлагается литература, подготовленная специально обученными педагогами, видео ролики, книги, статьи и пр. Работают детские сады, куда заинтересованные мамы и папы могут записать своих детей, получить в любое время психологическую поддержку и консультацию по альтернативному дошкольному образованию.