Монтессори – это особая авторская методика занятий с детьми, разработанная известным итальянским врачом и педагогом Марией Монтессори и названная ее именем. Систему называют настоящим прорывом в сфере педагогики.
История появления педагогической системы. Кто такая Монтессори?
Идеи первой в Италии женщины-врача легли в основу успешной системы развития детей разных возрастов.
Мария Монтессори занимала должность ассистента врача клиники психиатрии, где находились маленькие пациенты – умственно отсталые дети. Ими никто не занимался, они были полностью предоставлены себе и одиноки. Врач и педагог Мария начала приносить детям игрушки и различные предметы – бусинки, лоскутки тканей, коробочки и пр. Через время она заметила, что поведение детей кардинально изменилось. Они стали более активными и живыми, начали проявлять интерес к жизни.
Каждодневные длительные наблюдения за маленькими пациентами, имеющими определенные проблемы в развитии, послужили фундаментом для создания одной из самых известных и популярных педагогических методик в мире. Позже методика была адаптирована и для обычных детей. Ее используют и по сей день.
Что подарить ребенку на первый день рождения - вы можете узнать из этой статьи |
В чем суть педагогики Монтессори
Для детей создается подходящая развивающая среда. Они сами выбирают – как, чем и сколько времени играть. Учатся пользоваться предметами, получают необходимые знания, совершенствуют навыки.
- Каждый малыш развивается в соответствии своими индивидуальными особенностями, естественными интересами и предпочтениями. Для этого он использует самостоятельно полученный опыт, а не навязанный ему взрослыми.
- При грамотно организованной среде любой ребенок способен максимально раскрыть потенциал развития, заложенный природой.
- Взрослые люди вполне могут стать внимательными и мудрыми проводниками и наставниками. Но они не единственный и не определяющий источник получения знаний и приобретения навыков, требуемых для полноценного развития и реализация ребенка в социуме.
Подход
Существует несколько важных критериев, без которых нормальное развитие детей невозможно:
- Создание специально организованной среды.
- Нахождение в постоянном свободном доступе дидактического материала, соответствующего возрасту.
- Самостоятельный и свободный выбор ребенком занятий и степени активности, то есть определяющая и ведущая позиция детей.
- Упор на уважительное и внимательное отношение к детям со стороны взрослых.
- Учет индивидуальных предпочтений и потребностей ребенка.
Кредо системы: «Пожалуйста, помоги мне это осуществить самому».
Как выбрать стол для первоклассника - вы можете узнать из этой статьи |
Монтессори методика раннего развития. Основные принципы и методы
Педагогом обозначено пять ведущих позиций:
- Отказ от традиционной строгой классно-урочной системы. Отсутствие запрета на свободное перемещение детей в пространстве классной комнаты.
- Отказ от единых программ и обязательного учебного плана для всех обучающихся. Поиски индивидуального подхода к каждому воспитаннику в соответствии с его особенностями.
- Прохождение занятий в разновозрастных группах.
- Наличие подготовленной среды для любых сессий, разнообразный и упорядоченный дидактический материал для обучения.
- Следование за интересами детей, наблюдение за их занятиями и дозированное включение в их самостоятельную работу.
Что такое сенситивные периоды? Их много?
Когда Мария была назначена директором Ортофренического института, она создала специальную школу на базе учреждения. Здесь также велась подготовка преподавателей для работы с особенными пациентами. Поразительно, но эксперимент оказался успешным – часть ее учеников смогла сдать экзамены уровня обычной общеобразовательной школы для здоровых детей.
Затем Монтессори адаптировала свою методику для обычных детей и занялась организацией детсада для воспитанников в возрасте 3-7 лет. Это был первый проект, в котором на практике использовались и получили новое развитие созданные Марией методики. В это же время были открыты так называемые сенситивные периоды.
Сенситивный период – возраст, когда дети способны легко и естественно осваивать новую информацию.
Если период упущен или не пришел, ребенок испытывает трудности. Ему тяжело и не интересно.
Таких периодов было выделено шесть.
1. От рождения и до трех лет. Этап восприятия порядка
Двух летний малыш проще и быстрее усваивает навыки личной гигиены и охотно делает уборку за собой. Он охотнее участвует в наведении порядка дома, моет посуду и т.д.
2. От года до 4 лет. Этап развития движений и действий
В это время малыш стремится к активному движению. Наступает самое время играть на детских площадках, прыгать, бегать, лазить по лестницам и пр. Укрепляются мышцы, развивается лестниц, координация движений, вырабатывается ловкость и сила.
3. С рождения до 5,5 лет. Этап сенсорного развития
Период изучения звуков, запахов, цвета, фактуры, формы, размеров. Растягивается на несколько лет.
4. От полутора до 5,5 лет. Этап восприятия небольших предметов
В это время следует развивать мелкую моторику, перебирая бусинки, горошины, собирать паззлы, нанизывать предметы на нитку.
5. С рождения до 6 лет. Этап развития речи
Речь у ребенка развивается до шести лет. Совсем не обязательно разговаривать в год или два. Помогают обучению специальные картинки, карточки, книжки. Воспитатель и родитель аккуратно направляет ребенка.
6. От 2,5 до 6 лет. Этап формирования социальных навыков
Следует разъяснять правила поведения в обществе. Но насильно заставлять детей, например, здороваться – не стоит.
Почему у детей появляется сколиоз, и как его избежать - вы можете узнать из этой статьи |
Монтессори – что это за методика? Цели занятий по возрастам
В таблице указаны группы детей по возрастам и сформулирована основная задача, стоящая перед воспитателями.
Возраст |
Цель обучения |
Используемые приемы и формат обучения |
С момента рождения до достижения ребенком трехлетнего возраста |
|
|
3-6 лет |
|
|
6-12 лет |
|
|
От двенадцати до пятнадцати лет |
|
Методики от автора нет. Последователи самостоятельно предлагают образовательные планы. |
Система Монтессори – что это такое? Что такое обучение дает детям?
Практика показала, что дети, которые занимались по данной системе, более адаптивны и лучше усваивают знания. Они достигают хороших результатов в школе. Главное условие успеха – начало занятий в самом раннем возрасте.
Преимущества системы
- Обучение идет легко и быстро.
- «Обязаловка» отсутствует.
- Нет соревновательного духа и сравнивания детей друг с другом.
- Детям весело, они проявляют инициативу и любознательность.
- Быстро формируются бытовые навыки, уважение к потребностям других людей, умение организовывать личное время.
Монтессори методика раннего развития. Минусы
Как и любая педагогическая методика система имеет ряд минусов, это:
- Узкая направленность (развитие только интеллектуальных и практических навыков).
- Отсутствие зоны для творческих занятий.
- Нет активных и ролевых игр.
- Трудности с дисциплиной в обычных детских садах и школах, сложности в выполнении совместных задач.
- Восприятие педагога как друга и помощника, а не авторитетного учителя.
- Дети умеют договориться между собой, но не играют в ролевую игру из-за привычки к индивидуальным занятиям.
- Дороговизна специальных пособий для занятий.
Кому подойдет система Монтессори
Тем, кто заинтересован в индивидуальном подходе к ребенку и готов предоставить ему больше свободы самовыражения.
Кому это не подходит?
Неусидчивым, подвижным и любящим активное общение, а также чрезмерно стеснительным детям, так как недостаток общения и упор на индивидуальные занятия нередко усугубляют проблемы.
При желании углубленно заниматься творчеством стоит подумать о дополнительных занятиях в другой среде.
Также, советуем ознакомиться рейтингом стульчиков для кормления по этой ссылке |
Как сделать развивающую среду для ребенка?
На самом деле, все очень просто. Нужно создать классическую игровую комнату с несколькими зонами и не вмешиваться в самостоятельную игру ребенка. Обязательно необходимо позаботиться о наличии «растущего» стула с набором настроек и башнях помощника.
Где этому учат?
Сейчас подобные частные детские учреждения есть почти в каждом населенном пункте. При этом туда часто берут детей, начиная уже с двухлетнего возраста.
Детский сад Монтессори. Чего следует ожидать от занятий по известной методике
Все Монтессори-комнаты имеют зоны, каждая из которых оснащена развивающими предметами и дидактическими играми. Благодаря системе можно создать все условия для всестороннего и полноценного обучения ребенка – от самого рождения до школьного возраста. Приемы, используемые в методике, зависят от возраста детей.
Где узнать про систему Монтессори больше?
Подробно о системе можно узнать на сайте «Монтессори.дети» и открыв YouTube-канал. Популярный журнал Science размещал материалы, касающиеся эффективности метода.
Резюме
Методика имеет свои существенные плюсы. Это доступная среда для развития и полная свобода выбора. Ребенок обучается в комфортном для него темпе, который выбирает сам, не соревнуется с другими детьми и не испытывает стресса. Взрослый играет второстепенную роль, не навязывая детям свое видение ситуации.
Недостатки системы – изолированность от традиционных образовательных методик, возможные трудности при коллективном обучении. Минусы легко можно устранить современным грамотным подходом к системе.